Польский археолог обнаруживает сотни наскальных рисунков в Танзании
Сотни наскальных рисунков, старейшим из которых может быть даже несколько тысяч лет, были обнаружены польским археологом в заповеднике Swaga Swaga в Танзании. Среди наиболее интересных картин — изображения метеоров и комет.
Заповедник Swaga Swaga в регионе Кондоа в центральной части Танзании является родиной львов, слонов и жирафов. Район удален от крупных городов, и он не заселен, там не так много иностранных туристов. Именно там, среди скальных укрытий и навесов, археолог из Института религиоведения Ягеллонского университета в Кракове Мацей Гжельчик наткнулся на наскальные рисунки.
«В течение этого года в одном исследовании я обнаружил более 50 мест, в которых находились десятки, а иногда и сотни картин разных возрастов», — сказал Гржельчик.
Открытие тем более удивительно, что оно было сделано в Swaga Swaga — заповеднике в регионе Кондоа, расположенном всего в нескольких десятках километров от другого места … богатого наскальными рисунками. По этой причине он был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2006 году.
По оценкам Гржельчика, количество картин в заповеднике Swaga Swaga может быть одинаковым.
С точки зрения стиля вновь открытые картины напоминают картины из списка ЮНЕСКО. Они были сделаны красным или белым красителем. Археологи считают, что красные картины старше, сделанные охотниками и собирателями, возможно, даже несколько тысяч лет назад. Белые — от нескольких сотен до нескольких десятков лет.
«Красные картины особенно разнообразны: в дополнение к изображениям животных есть также метеоры или кометы, что редко встречается не только в африканской археологии», — отмечает ученый. Имеются также фигуры с характерными головами, которые напоминают деревья баобаба. «Возможно, мы имеем дело с изображениями, связанными с мифологией — согласно местным убеждениям, баобабы сыграли важную роль в создании человечества», — говорит археолог.
Более молодые, белые картины показывают только животных, главным образом жирафов и слонов; часто беременных и иногда даже во время родов. Эти рисунки могли сыграть важную роль во время ритуалов рождаемости — местные жители молились о том, чтобы животные успешно воспроизводили потомство и, таким образом, обеспечивали пищей охотников, — предполагает Гржельчик.
Создатели белых картин относились к более ранним красным картинам с уважением: они никогда не рисовали над ними, они не уничтожали их, а при подготовке новых они находились на некотором расстоянии. «Возможно, потому, что они считали, что эти картины были сделаны их предками», — добавляет он.
Группа картин, найденная археологом, ранее была неизвестна научному миру. «В середине двадцатого века исследователи боялись углубиться в глубь, где сейчас находится заповедник Свага Свага, из-за мухи цеце, распространяющей смертельную сонную болезнь. Они подозревали, что там могут быть картины, но никто не думал, что их будет так много », — подчеркивает Гржельчик.
Современные технологии оказались полезными во время поиска. «Около половины картин почти незаметны для невооруженного глаза. Только использование соответствующего фильтра в камере позволяет их увидеть», — говорит исследователь.
Гржельчик планирует вернуться в Танзанию в ближайшем будущем и продолжить документацию по скальному искусству в каменных убежищах. Он включает в себя трехмерные 360 градусов сферические панорамы. В конечном итоге они будут добавлены в общую базу данных на веб-сайте.