Загадочная скала Виртака в Латвии и таинственные петроглифы реки Гауя
Петроглифы, наскальные рисунки — одни из самых ранних форм выражения раннего человека. В Балтийском, Поморском и Скандинавском регионах Европы петроглифы использовались для различных целей на протяжении тысячелетий в жизни их жителей. Популярные в палеолите, неолите и даже в бронзовом и даже железном веке, петроглифы стали уникальным наследием Европы. Сегодня мы рассмотрим один из самых сложных и интригующих примеров петроглифов в Балтийском регионе, известный как Утес Виртака в Латвии.
Но что такое петроглифы? Петроглифы — это замысловатые насечки в выступающих скалах, валунах и стенах утеса, которые служили религиозным или аналогичным целям для различных культур и племен, которые вели образ жизни охотников-собирателей. Они часто изображали мифических существ или охоту на дичь. Все различные символы по-прежнему являются предметом серьезного изучения, чтобы расшифровать и понять их назначение и значение.
Запоздалое открытие утеса Виртака
Кримулдская волость и самоуправление расположены недалеко от берега Балтийского моря в Латвии . Здесь находится утес Виртака, удаленная скала из песчаника, которая может похвастаться плотным скоплением петроглифов, одной из самых богатых коллекций подобных знаков во всем Балтийском регионе. Латвия является второй по величине из трех балтийских стран и может похвастаться богатой и долгой историей, пропитанной традициями и наследием балтов, а утес Виртака — это важнейшее свидетельство ее древнейших исторических периодов.
Поскольку он расположен на так называемой Восточно-Европейской равнине, выдающиеся обнажения скал и скальные поверхности — большая редкость для всей страны. Тем не менее, в некоторых регионах Латвии до сих пор сохранились подходящие скальные полотна, которые древние народы открыли и использовали для своих загадочных проявлений. Бассейн реки Гауя является ярким примером этого. Единственная по-настоящему латвийская река — зародившаяся и полностью оканчивающаяся в Латвии — она образовала глубокую речную долину с крутыми красными скалами по всему берегу — идеальный холст для некоторых петроглифов!
В этом регионе также много естественных пещер, многие из которых имеют признаки древнего проживания. Многие из них были тщательно изучены и классифицированы как священные пещеры. Сегодня в Латвии их около пятидесяти. Все это важные аспекты древних культур северо-востока Европы. Но что интересно, так это их геологическая подоплека. Эти пещеры образовались в результате того же геологического процесса, что и многие скалы в Латвии. Сформированные из песчаника и относительно простые в обработке, они часто имеют древнюю резьбу и символы.
К сожалению, посетители, путешественники, странники и туристы часто использовали мягкость песчаника, вырезая свои имена или глупые послания на стенах, на которые они случайно наткнулись. Таким образом, многие древние скалы и священные пещеры были осквернены «современными» писаниями. Скальные стены популярной пещеры Гутман Ала или пещеры Гутмана были тщательно изучены, но также заполнены туристическими сочинениями. Самая ранняя из этих дат — 1521 год!
Знакомство с далекой балтийской историей?
Самые первые древние наскальные изображения в Латвии были обнаружены на удивление недавно. Благодаря столетиям внешнего вмешательства и оккупации со стороны крупных региональных держав, Латвия по-настоящему и формально обрела независимость примерно в 1991 году. Эти занятия и внутренние конфликты, вероятно, также повлияли на ее научный мир, ограничив масштабы археологических исследований до более поздних десятилетий 20-го века.
В 1971 году латвийские петроглифы и наскальные рисунки всерьез обнаружил выдающийся исследователь пещер Гунтис Эниньш. Его самые ранние открытия были сделаны в пещере Либиешу Упурала. Он обнаружил в пещере ритуальные останки, которые также соответствуют загадочной резьбе на ее стенах. Его следующее крупное открытие было сделано в 1986 году на так называемой скале Виртака. Эта выдающаяся скала из песчаника расположена на берегу реки Брасла.
Скала Виртака — одна из самых красивых первобытных рек Балтийского региона с дикой природой в ее суровых долинах и поистине языческой атмосферой. Утес Виртака расположен на правом берегу, его высота составляет от 10 до 15 метров (32-50 футов), а длина — примерно 100 метров (~ 329 футов). У его подножия, скрытая от глаз, находится небольшая пещера с нишей с высотой потолка 2,5 метра (8,2 фута).
При ближайшем рассмотрении Гунтис Эниньш был поражен сделанным им величественным открытием. Лицо скалы из песчаника было покрыто сложной и плотной группой древних петроглифов , покрывающих поверхность размером 2 на 3,5 метра (6,5 на 11 футов). Сразу стало ясно, что эта группа резных фигурок была самым крупным и наиболее значительным открытием в Латвии на тот момент, и это произвело большой отклик в археологических и исторических научных кругах.
Резные фигурки на утесе Виртака очень плотные и очень многочисленные, что, возможно, указывает на длительный период «поклонения» или использования древними жителями региона. Хотя значение, роль и символика резных фигурок остаются в основном предметом споров, тем не менее, мы можем обнаружить некоторые из широко используемых символов древних времен.
Некоторые из них представляют собой различные основные символы, использовавшиеся по всей Европе в неолите и в более поздние века, такие как свастики, солнечные кресты, круги, зигзагообразные линии, формы животных и мотивы в форме людей. Важно отметить использование свастики — древних символов солнца в древнеевропейских культурах и цивилизациях. Некоторые из них объединены в группы по четыре человека, а другие — поодиночке. Солнечные кресты и подобные им формы тоже очень древние и широко распространенные в Древней Европе.
Коллективное наследие балто-славян
Но более важно отметить несколько символов, которые очень узнаваемы в более поздних балто-славянских культурах. Многие из них лучше всего можно описать как угловые геометрические символы, и как таковые они обычно наблюдаются в более поздних балтийских и славянских (балто-славяне разделились на эти две отдельные культурные группы) вышивке, резьбе и религиозной символике. Руки Бога (славянское: Ręce Boga ) являются одним из таких символов на утесе Виртака, как и многочисленные линейные треугольные образования, которые идентифицированы как славянские символы плодородия, дерева жизни или Солнца.
Таким образом, утес Виртака может быть важным указателем на следы самых ранних балто-славянских культурных групп в регионе, остатком решающего слияния прото- и индоевропейцев. Увы, археологические раскопки у подножия утеса не дали существенных находок, которые могли бы помочь определить возраст или степень его использования в истории. Неопределенность возраста резных фигур привела к многочисленным научным дебатам и к сосредоточенным усилиям, которые позволили с уверенностью определить их возраст.
Эниньш с помощью выдающегося латвийского геолога Вилмы Венска пришел к выводу, что возраст резьбы составляет от 500 до 1000 лет. Это может поместить их в период «позднего» раннего средневековья, когда некоторые из последних язычников Европы все еще держались своей судьбы в Балтийском и Поморском регионах. Таким образом, датировка Эниньша имеет смысл. Однако он мог быть даже старше этого.
Несколько ключевых латвийских ученых предложили свои интерпретации этих резных фигурок, большинство из них в значительной степени согласились с их происхождением. Однако спорным вопросом является возраст. Влиятельный лингвист Константин Карулис высказал свое предположение в 1988 году, заявив, что петроглифы Виртакского утеса — это мотивы, оставленные ранними балтами, соответствующие их мифологии и древнему мировоззрению. Несколько символов мирового древа ясно указывают на это.
Но, как ни удивительно, Карулис несколько шокирующе предположил, что возраст резьбы был не старше 200-300 лет, что кажется почти невозможным. Большинство других ученых по всей Латвии и Европе согласны с тем, что резьба по дереву довольно архаична, а возраст тысячелетия — наименьшая вероятность. Они также согласны с тем, что эти резные фигурки могут быть легко связаны с протоиндоевропейской символикой и мировоззрением, как это обычно изображалось с помощью подобных мотивов тысячи лет назад.
Гунтис Эниньш посвятил свои усилия дальнейшим исследованиям и обнаружил несколько похожих мест в Латвии, особенно в бассейне реки Гауя и в национальном парке Гауя. В 1987 году всего в 50 метрах от утеса Виртака Эниньш обнаружил еще одну небольшую группу наскальных изображений. Они были намного проще и состояли в основном из групп вертикальных линий, расположенных группами по девять штук. Эниньш пришел к выводу, что это форма древнего лунного календаря, и назвал это новое место Kalendāra klints (Календарная скала).
После этого всплеска активности интерес к скале Виртака быстро утих — в основном из-за неспособности ученых согласовать ее возраст. Тем временем энтузиасты продолжали свои преданные исследования. Эниньш возглавил группу исследователей-любителей, и они сделали несколько важных открытий. Некоторые другие краеведы также сделали открытия в этом регионе, например, Ансис Опманис, Имантс Юркитис и Сармите Ансберга.
Во время обхода инспектор национального парка Гауя также обнаружил петроглифы . Гунтис Эниньш провел тщательную очистку и раскопки на этих местах, особенно на скалах Крусти и Резни, копируя петроглифы для сохранения. Однако интересно не то, что Эниньш воздержался от публичного объявления точного местоположения этих новых петроглифов, чтобы защитить их от туристов и осквернения.
Большинство — если не все — обнаруженные в Латвии наскальные изображения и петроглифы расположены в районе реки Гауя, где в нее впадают реки Брасла и Аматы. В некоторых из этих локаций вырезано до 300 символов. Однако датировка этих резных фигурок оказалась очень сложной задачей. Один из ведущих археологов Латвии Юрис Уртанс помог определить их возраст после своего важного академического исследования 2001 года.
В основе этой работы лежали недавно обнаруженные петроглифы на так называемой скале Раксти на берегу реки Ракступите. Большинство этих резных фигурок были изображениями кораблей, и поэтому их открытие стало сенсацией. Таким образом, академическая публикация Уртана была первой подобной работой, посвященной обсуждению наскальных рисунков в Латвии как культурного и исторического источника. Путем тщательного и комплексного анализа изображений кораблей Уртану удалось сравнить их с некоторыми более поздними церковными граффити и средневековыми символами, датируя петроглифы на утесе Раксти XII, XIII и XIV веками нашей эры.
Это указывало на то, что по крайней мере часть петроглифов, обнаруженных в регионе, положительно датируется средневековым периодом, показывая, что обычай резьбы по камню сохранился в регионе Латвии намного дольше, чем где-либо еще. Но опять же, балтийские народы были последними в Европе, которые подверглись христианизации, и поэтому их языческие обычаи сохранялись намного дольше, чем где-либо еще. Литва была обращена в христианство около 1387 года с помощью жестоких методов.
Одна из предложенных теорий значения резных фигурок относила их к так называемой традиции «крестового дерева». Этот старинный обычай имел погребальное происхождение. Жители Латвии вырезали кресты на деревьях, обычно из сосны, выбранной для этой цели. Когда умершего хоронили, на кресте был вырезан крест, чтобы его душа не проходила мимо места, отмеченного крестом.
Предполагается, что многочисленные отметины на Утесе Виртака имели ту же цель и были оставлены там скорбящими на протяжении веков. Обычай крестить деревья вымер в начале 20 века с началом правления России над Латвией. Таким образом, скала Виртака может быть важным знакомством с региональными погребальными традициями, уходящими корнями в далекое прошлое.
Собираем головоломки прошлого
Европейское языческое наследие, несомненно, является важным аспектом нашей коллективной истории. Период Старой Европы и возникновение более поздних культур, сформированных индоевропейскими штрихами, демонстрируют сложное мировоззрение и далеко идущую мифологию. И хотя многое из этого все еще окутано тайной, древние пещеры и места, такие как утес Виртака, могут очень помочь нам в разгадывании многочисленных загадок нашего прошлого.