Смешивание магии и медицины: новые исследования показывают, что месопотамские врачи могли сражаться с демонами
Анализ коллекции глиняных табличек подтверждает, что докторам Месопотамии приходилось иметь дело не только с физическими недугами. Предполагается, что древние целители изгоняли демонов, снимали колдовство и успокаивали богов — оставаясь в курсе последних медико-магических целебных учений!
Недавнее исследование показало, что врачи, живущие в Месопотамии в VII веке до нашей эры, должны были сочетать то, что мы обычно называем магическими ритуалами с «более традиционной наукой» и медициной, если они хотели, чтобы их пациенты выздоравливали.
Исследования были получены благодаря работе д-ра Троелса Панка Арбёлла из Департамента кросс-культурных и региональных исследований в Копенгагенском университете в Дании. Хотя глиняные таблички, написанные ассирийским врачом по имени Кисир-Ашур, известны уже несколько десятилетий, Арбёлл завершил первый известный анализ полного собрания сочинений.
Термин «доктор» был применен к Кисир-Ашшуру на основе его уровня образования и информации, которую он предоставляет в своей работе. Кисир-Ашур задокументировал свои методы обучения и исцеления — таким образом, его работа обеспечивает уникальное понимание образования и практики медицины в то время. Арбёлл говорит,
«Источники дают уникальное представление о том, как ассирийский врач был обучен искусству диагностики и лечения болезней и их причин. Это понимание некоторых из ранних примеров того, что мы можем назвать наукой».
Во время обучения Кисир-Ашур начал с лечения животных, а затем детей. Доктору не разрешалось излечивать взрослых до окончания учебы. По словам Арбёлла , «это показывает относительно четкую хронологию в его обучении, где он берет на себя все большую ответственность».
Ассирийцы полагали, что боги, демоны и призраки лежат в основе человеческой болезни, социальных и экономических проблем — считплось, что врачи, такие как Кисир-Ашур, исцелят все эти проблемы. Болезнь рассматривалась как результат наказания за грехи или неправильное поведение, или колдовство. Это означает, что древние мезопотамские целители должны были быть готовы с помощью различных инструментов и ритуалов, даже для совершения экзорцизма, в их лечении.
В древних табличках описаны некоторые из методов, которые применяли Месопотамские врачи для лечения болезней. Калеб Стром пишет, что врач должен выполнять экзорцизм, чтобы избавить пациентов от их проблем. Первым шагом было попросить пациентов быть искренними и покаяться в своих грехах, которые они могли совершить против призраков или богов. После этого,
«Ассирийский экзорцизм включал магические ритуалы, заклинания и призывы божеств, таких как бог Шамаш.
Шамаш был богом правосудия в Месопотамии, а также богом справедливости. Считалось, что он каждую ночь после захода солнца посещает подземный мир, чтобы судить мертвых. Из-за того, что он был богом справедливости и богом, связанным с мертвыми, те, кто страдает от преследования призраков, часто ссылались на него в молитвах или магических ритуалах, надеясь, что он сможет решить вопрос, успокоив или сдерживая призрак.
Но экзорцизм был не единственным инструментом для таких врачей, как Кисир-Ашур. Арбёлл объясняет: «Он не работает просто с религиозными ритуалами, а также с лечебными средствами на основе растений. Кисир-Ашур наблюдал пациентов с ядовитыми укусами. Он делал это, чтобы узнать, как токсины влияют на организм и понять функцию яда».
Некоторые из убеждений, которым придерживались Кисир-Ашур и его современники, похоже, имеют сходство с древнегреческой медициной. Например они полагали, что некоторые заболевания связаны с жидкостями. Исследование Арбёлла предполагает, что ассирийские врачи, по-видимому, рассматривали желчь как токсин. «Эта идея напоминает теорию Гиппократа, где дисбаланс четырех жидкостей в организме может быть причиной болезни», — говорит Арбёлл .
Тем не менее, существует определенная разница между понятиями и большим количеством времени и пространства между жизнями Кисир-Ашура и Гиппократа, поэтому эта идея, как бы ни привлекала ее, может показаться лишь условной.
Арбёлл признает это, а также утверждает, что его исследование подготовки и медицинской практики Кисир-Ашура, возможно, не следило за всеми тенденциями в течение его жизни: «Это краткий обзор истории, который трудно обобщить, и возможно, что Кисир-Ашур работал с материалом несколько иначе, чем другие практикующие целители, «все же» Кисир-Ашур скопировал и записал в основном уже существующие процедуры, и вы можете видеть, что он каталогизировал знания и собирал их с определенной целью».